Адаптация ребенка к детскому саду: советы родителям

Адаптация ребенка в детском саду в ясельной группе неизбежна. Утренние истерики перед сборами в садик-признаки тяжелой адаптации ребенка к детскому саду. Кто-то её проходит плавно, поплакав первую-вторую неделю, а чьё-то поведение заставляет родителей задуматься о том, что возможно рано малыша отдавать в сад, или стоит сменить группу и воспитателя.

Введение

Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года — трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего малыша. Нелегко приходится и персоналу групп: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно все успеть, все сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика новенького.

Адаптационный период – серьезное испытание для малышей. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей.

Что же такое адаптация? Адаптация или приспособление – это процесс активного взаимодействия организма с внешней средой. Кроме биологической адаптации (приспособление к существованию в определённых климатогеографических условиях) нужно уметь приспосабливаться и к социальным условиям. Способность людей менять своё поведение в зависимости от изменения социальных условий получила определение социальная адаптация. Для ребёнка детский сад – это новая социальная среда, в которой нужны будут соответствующие формы поведения.

Мне эта тема особенно близка, так как я работаю с детьми от 1 года до 2 лет. Период адаптации проходит не легко. Все дети очень разные, я стараюсь найти подход к каждому. На эту тему и будет моя контрольная работа.

Читайте также:  Бизнес, связанный с детьми: 17 прибыльных бизнес идей

Степень адаптации ребенка в детском саду

  • Тяжелая
  • Средняя
  • Легкая

Тяжелая степень 

Это безусловно те детки, которые идут в сад с истериками, даже спустя месяц, так что слышит весь двор. Зачастую к этому прибавляются «бесконечные» простуды и повышенная нервозность, плаксивость.

Средняя степень

Утренняя плаксивость характерна на первых порах от 2 недель до месяца и время от времени возникающих позже. Особых нервных срывов и истерик не случается, однако малыш сложно проходит «вирусную и бактериальную адаптацию в ясельной группе», начинает болеть.

Легкая степень

Малыш по утрам более-менее охотно идет в сад. Слабые изменения в его поведении заметны только родителям. Частая болезненность не отмечается.

Виды адаптации

Итак, чтобы легче было понять, что происходит с ребенком, можно условно выделить три типа адаптации:

  1. Легкая. Длится не более месяца. Характерна для большинства детей. Ребятишки постепенно приобретают желание ходить в садик, обзаводятся друзьями. С ними происходят изменения, но носят краткосрочный характер, не вызывают осложнений и болезней.

Такие малыши:

  • со вниманием осматриваются, когда заходят в садик;
  • слушает воспитателя, смотрит ему в глаза;
  • знакомится с ребятишками;
  • эмоционален, но в меру;
  • спокойно относится к распорядку дня;
  • настроение стабильное;
  • может играть сам с собой, с игрушками;
  • способен обратиться к воспитателю при необходимости;
  • доброжелателен ко всем вокруг него;
  • слышит и учитывает замечание, либо похвалу.
  1. Средняя. Длится от месяца до полутора. Такая адаптация может сопровождаться болезнью, но без сильных последствий. Обычно это ОРВИ, ОРЗ. Тем не менее, контроль врача в данный период важен.

Ребенок в этой группе:

  • общается, если воспитатель ему приятен;
  • без срывов реагирует на критику;
  • после того, как осмотрится, привыкнет к другим детям, способен играть с ними;
  • возможны нарушения ребенком правил в качестве проверки реакции на это со стороны взрослых.
Виды адаптации
  1. Тяжелая. Малыш болеет не просто простудой, а получает нервный срыв. Что, конечно, не есть хорошо.
Читайте также:  Грудное вскармливание с трещинами на сосках – возможно ли?

Такие дети:

  • замкнуты;
  • отказываются разговаривать или делают это лишь при родителях;
  • не в состоянии играть в продолжительную игру;
  • не могут выбрать одну игрушку;
  • пугаются, отстраняются, особенно если слышат замечание в свой адрес.

Последний случай адаптации наиболее нуждается в помощи не просто родителя, но и психолога, педиатра, изредка и невропатолога. Вовремя обратиться к специалисту – помочь малышу преодолеть проблемы коммуникации и скорректировать модель его поведения, что положительно скажется и на дальнейшем детском развитии, взрослении.

Тем не менее, типы адаптации носят весьма условный характер. Все дети – уникальны, у каждого из них привыкание к условиям садика пройдет по-своему. Кто-то и вовсе адаптируется за неделю, а кому-то придется потерпеть полгода.

Сроки адаптации зависят:

  • От благоприятности семейной обстановки, уровня родительской поддержки малыша
  • От общего состояния здоровья ребенка
  • От темперамента детей. Как правило, быстрее других адаптируются общительные сангвиники, затем довольно стабильны флегматики, чуть медленнее приспосабливаются взрывные холерики и эмоциональные меланхолики.

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Чтобы адаптация к детскому саду была успешной для ребенка, его рекомендуется заранее готовить, а процесс привыкания сделать постепенным. Возможны следующие меры: 1. Рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему родители хотят, чтобы малыш пошел в детский сад (например, потому что там интересно и т.д.). 2. Показать ребенку детский сад, понаблюдать с малышом за прогулкой ребят, которые уже ходят в садик. Подробно рассказать о режиме детского сада, чтобы ребенка не напугала неизвестность. 3. Помочь ребенку разобраться в игрушках: использовать сюжетный показ, совместные действия, вовлекать малыша в игру. 4. Учить играть ребенка вместе с другими детьми, обмениваться игрушками, прощаться. 5. Не следует в присутствии ребенка высказывать свои страхи по поводу детского сада. Нужно вселять уверенность, что все будет хорошо. 6. Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий. К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь самостоятельно садиться на стул, пить их чашки, пользоваться ложкой, активно участвовать в одевании, умываться, вытирать руки, проситься на горшок, в туалет.

А если в саду требуют все делать побыстрее и не «растягивать»?

Тут совет может быть один: нужно учиться отстаивать свои границы, говорит психолог.

— Если вы видите, что ребенок не может психологически так быстро влиться в ритм детского сада, стоит мягко и корректно сказать: «Я благодарна вам за то, что вы хотите помочь, но я посоветовалась с психологом/хорошо знаю своего ребенка, поэтому хочу более плавно провести его адаптацию, чтобы было комфортно и ему, и мне». Не стоит подрывать авторитет воспитателя, но вполне можно настоять на своем, а не соглашаться на то, что ребенка просто вырвут из рук, он там будет кричать и плакать, а вы уйдете за двери. В итоге и ребенок расстроен, и вы.

Видео: как подготовить ребенка к условиям детского сада

Теги:Поделиться в соцсетях:

Вам будет интересно почитать:

    Как вести себя девушке на первом свидании и после него чтобы понравиться парню. Выбираем место, темы для беседы, одежду и макияж для первого свидания. Как развивать творческие способности у ребёнка дошкольного возраста. Возрастные кризисы у ребенка: в год, в 3 года, в 7 лет. Советы психолога, как вести себя в периоды детских возрастных кризисов Как бороться с послеродовой депрессией: есть ли у вас признаки или симптомы; причины появления у женщин после родов; как лечить и справиться самостоятельно