Адаптация ребенка к детскому саду и привыкание родителей

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать.

Адаптация детей раннего возраста в детском саду

Специалисты утверждают, что благоприятный возраст для оформления детей в детский сад составляет от 2 до 4 лет. Но жизненные ситуации диктуют свои требования, и очень часто приходится отдавать малыша младшего возраста в детский сад. Конечно же, в этот период тяжело приходится не только малышу, но и родителям, ведь он может вместить в себе все: от плача по утрам до серьезных вирусных заболеваний, которые возникают также на фоне общего стресса. Например, простуда, кашель, который придется лечить.

Так, психологи и сами воспитатели отмечают, что у ребенка может возникнуть состояние протеста, и он будет отказываться от самостоятельного приема пищи или не пожелает ходить на горшок. Если все эти навыки дома сохраняются, значит, малыш просто показывает свое недовольство в посещении детского сада. В случае, когда и дома наблюдается потеря аппетита и элементарных навыков самостоятельного обслуживания – дела обстоят хуже. Он испытывает серьезный эмоциональный стресс. С малышом необходимо проводить беседы и стараться в форме игр вводить в новую для него среду.

Сколько времени длится адаптация ребенка к детскому саду

Время адаптации к детскому саду различно и зависит от множества факторов. Понятно, что трехлетнему ребенку, обладающему необходимыми навыками, будет легче, чем двухлетнему, который только научился правильно держать ложку. Дети старше трех лет лучше воспринимают направленную к ним информацию, поэтому легче переносят разлуку с мамой и папой. Кроме того, это тот возраст, когда самостоятельный ребенок больше не нуждается в чрезмерной опеке, ему интереснее со сверстниками, а не взрослыми. Конечно, все дети разные. Иногда и пятилетний дошкольник устраивает истерики во время разлуки с близкими. Отчего же это зависит в большей степени? От родителей и отношений в семье. Если малыша любят, принимают и оказывают должное внимание, привыкание к новой ситуации будет менее болезненным и пройдет быстрее. В лучшем случае, адаптация к садику длится несколько недель, а в худшем — затягивается до 6 — ти месяцев.

Адаптация через болезни: медицинский аспект

Педиатры отмечают, что те дети, для которых характерен легкий вид адаптации, могут продемонстрировать незначительное снижение аппетита. При этом они станут съедать свою обычную порцию уже на десятый день посещения садика. Эмоциональный фон, активность, коммуникабельность и речевой аппарат приходят в норму в течение 2-3 недель посещения учреждения. Обычно такие дети почти не болеют в период адаптации.

Дети, которые сложнее адаптируются к новым условиям, медленнее приходят в норму. Сон и аппетит у ребенка, который попадает в категорию детей среднетяжелой адаптации, восстанавливаются лишь по истечении месяца. Специалисты отмечают снижение активности малыша, ухудшение речи, которые особо заметны в начале заболевания.

Тяжелый вид привыкания – это изменение физиологических показателей, что предшествует частым заболеваниям. Доктор Комаровский советует сразу готовиться к тому, что малыш первое время будет болеть регулярно. После выздоровления такой ребенок снова может заболеть, цикл будет повторяться в течение полугода-года. Затем малыш станет крепче, его иммунитет приспособится к сложным условиям и болезни перестанут одолевать дошкольника. Кроме этого отмечается изменение поведения крохи и его эмоционального настроя.

Читайте также:  Основные особенности развитие ребенка в 10 месяцев

Три степени адаптации

Абсолютно несадиковских детей практически нет. Это достаточно редкое явление. И самостоятельно сделать выводы о том, что ваш ребенок не создан для детского сада, нельзя без помощи психологов, педиатров и неврологов. Как бы трудно ни проходил период адаптации, но это все же именно период, и он в любом случае закончится. Психологи выделяют три степени адаптации:

Тяжелая степень

Встречается редко. Длится от 2 недель до нескольких лет.

Особенности поведения ребенка:

  • ребенок впадает в ступор или в истерику при расставании с родителями;

  • после ухода родителей долго ни на кого не реагирует;

  • отказывается заходить в группу;

  • неадекватная реакция на обращение воспитателя или нянечки (испуг, слезы, истерика и т. д.);

  • ребенок категорически отказывается от каких либо действий – не ест, не играет, не спит и т. д.;

  • проявляет либо агрессию, либо, наоборот, замкнутость и отстраненность.

Средняя тяжесть адаптации

Встречается достаточно часто. Длится до 1,5 месяцев.

Особенности поведения ребенка:

  • тяжело расстается с матерью, плачет;

  • легко отвлекается на игровую деятельность и режимные моменты;

  • идет на контакт с воспитателем и детьми;

  • реагирует на замечания без слез и истерик;

  • без труда подстраивается под садиковский режим дня, выполняет принятые в группе правила;

  • не агрессивен и не безразличен к окружающим, коммуникабелен.

Да, когда вы уходите из группы, ваше сердце надрывается от криков дитя. Но, скорее всего, в случае адаптации средней тяжести крики очень быстро утихнут, и скоро ребенок будет увлеченно что-то мастерить из кубиков, катать машинку или делать утреннюю гимнастику вместе со всеми.

Легкая адаптация

Встречается у многих детей. Длится от 2 до 4 недель.

Особенности поведения ребенка:

  • без слез заходит в группу;

  • легко общается с детьми;

  • свободно обращается к воспитателю, может попросить помощи;

  • органично встраивается в режим дня;

  • легко принимает правила, принятые в группе;

  • может какое-то время заниматься сам;

  • адекватно относится к замечаниям и похвале педагогов;

  • обсуждает с родителями события дня.

Легкая адаптация свойственна деткам старше 3 лет.

Но как бы легко ни проходила адаптация, следует помнить, что детский сад в первое время все равно будет причиной достаточно сильного стресса у ребенка, проявлениями которого могут стать:

  • плохой, беспокойный сон;

  • плохой аппетит или его отсутствие;

  • появление страхов (самый распространенный – потерять мать из виду);

  • потеря навыков (например, перестает говорить, есть самостоятельно, одеваться и т. д.);

  • потеря интереса к играм и игрушкам;

  • плаксивость, склонность к истерикам;

  • гиперактивность или, наоборот, заторможенность;

  • снижение иммунитета, подверженность инфекциям;

  • повышенная возбудимость и агрессия либо же апатия и безразличие.

За период адаптации ребенок может менять свое поведение, причем неоднократно. Родителям важно с пониманием отнестись к состоянию своего малыша.

Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду

В 50% случаев адаптация детей к детскому саду проходит за 1-2 недели и без ощутимых последствий. Еще 30% проходят этот путь с незначительными осложнениями. У каждого 5 малыша процесс затягивается.

В любом случае то, как у ребенка пройдет адаптационный период в детском саду, зависит от мам и пап:

  • Подберите хороший садик. Сходите туда без ребенка, посмотрите, как занимаются детки в группах, познакомьтесь с будущей воспитательницей.
  • Измените ваш режим для ребенка в 1-3 года, подстройте его под тот, который ожидает кроху в детском учреждении.
  • Изучите меню, приучите малыша к некоторым «садиковским» блюдам.
  • Приведите кроху несколько раз на игровую площадку в садике, пусть поиграет, привыкнет к обстановке, познакомится с детьми. Там же можно «подружить» ребенка с будущей воспитательницей.
  • Отзывайтесь при малыше о садике только положительно. Он должен знать, что там хорошо, безопасно, и все взрослые детки туда ходят.
  • Если ребенок не слушается вас, воспитательницу, саботирует походы в сад – разберитесь, в чем тут дело. Поиграйте с ребенком игрушками в детсад, возможно, в процессе игры малыш подскажет вам, в чем проблема. Иногда помогает смена детского дошкольного учреждения или переход в другую группу.
  • При затянувшейся адаптации и негативной реакции ребенка покажите его специалисту. Возможно, малышу нужна профессиональная помощь в преодолении страхов и психологических барьеров.
  • Если малыш трудно расстается с мамой, попробуйте делегировать отправку ребенка в садик папе или бабушкам.
  • В случае болезни отводить кроху в сад нельзя. Мало того, что малышу тяжело, так он еще может заразить других детей.
Читайте также:  10 кризисов, которые малыш проходит к полутора годам: календарь

Манипуляция

Окончательно решив отдать чадо в дошкольное учреждение, оставайтесь верны своим благим намерениям и будьте последовательны в действиях. Ребенок будет капризничать, и выражать негативные эмоции, но с этим лучше столкнуться и справиться вначале, дабы облегчить участь себе и своему малышу. Отмечая подобную стабильность и выдержанность в поведении взрослых, ребенок обретает чувство предсказуемости окружающей действительности, это поможет ему определять границы дозволенного, что в столь юном возрасте необходимо. Давая ребенку манипулировать собой, вы тем самым запутываете его, он начинает ощущать незащищенность, ведь если взрослые с легкостью делают все так, как он хочет, значит, они не смогут его оградить от его же порывов, неумения контролировать свои желания. Между тем именно родители выступают для своих детей главной опорой и гарантом безопасности.

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей и помощников воспитателя групп раннего возраста)

  • В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога, старших воспитателей. Со временем все дети переводятся на общий режим.
  • Во время адаптационного периода необходимо учитывать все индивидуальные привычки ребенка, даже вредные, и ни в коем случае не перевоспитывать его.
  • Взрослому следует чаще ласкать ребенка, особенно во время укладывания на сон: гладить ему ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям). Хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка и бровей, при этом рука должна касаться лишь кончиков волос.
  • Не мешает уже в первые дни показать ребенку детское учреждение с тем, чтобы дать понять ребенку: его здесь любят.
  • В психологически напряженной, стрессовой ситуации помогает переключение на древнюю, сильную пищевую реакцию. Необходимо чаще предлагать ребенку попить, погрызть сухарики.
  • Затормаживает отрицательные эмоции монотонные движения руками или сжимание кистей рук, поэтому ребенку предлагаются игры: нанизывать шарики на шнур, соединять детали крупного конструктора “Лего”, играть резиновыми игрушками-пищалками, игры с водой.
  • Периодически включать негромкую, спокойную музыку, но строгая дозировка и определение во время звучания обязательны.
  • Лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Используются игрушки-забавы, мультфильмы, приглашаются необычные гости – зайчики, клоуны, лисички.
  • Необходимо исключить однообразие жизни детей, т. е. определить тематические дни.
  • Исключить интеллектуальные и физические перегрузки.
  • Необходимо присматриваться к индивидуальным особенностям каждого ребенка и стараться вовремя понять, что стоит за молчаливостью, спокойствием, пассивностью некоторых детей.
  • Непреложное правило – не осуждать опыт ребенка, никогда не жаловаться на него родителям. Все проблемы ребенка становятся для педагога профессиональными проблемами.
  • Ежедневно беседовать с родителями, вселять в них уверенность, рассеивать беспокойство и тревогу за своего ребенка.

Заключение

Адаптация ребёнка к детскому саду может пройти хорошо, если внимательно отнестись к своему ребёнку и к себе. Постараться как можно спокойнее провести это время. Обычно ребёнок привыкает к детскому саду в течение 1 месяца. Если малыш не адаптировался к детскому саду и после года, стоит обратиться к специалистам.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях своё мнение по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис.

Если вам понравилась статья, поделитесь ею в своих соц. сетях

Чего делать нельзя?

Чтобы не вызвать у крохи боязнь и стойкое неприятие детского сада категорически запрещается:

  • водить в садик заболевшего ребенка;
  • обманывать малыша, говоря, что заберете его совсем скоро, если на самом деле вы этого делать не планируете;
  • ругать или наказывать кроху за то, что он не хочет с вами расставаться;
  • плохо отзываться о воспитателях или условиях в саду;
  • сравнивать малыша с другими детьми не в его пользу.

Нужно понимать, что адаптация к садику – процесс сложный и это может занять много времени. Главное, в чем нуждается кроха и в 2-3 года, и в 5 лет – родительская любовь и понимание. С ними проблема адаптации ребенка к детскому саду будет вполне решаема и первый шаг малыша к взрослой жизни пройдет без особых потерь.

Первый день в детском коллективе

Первый день чрезвычайно важен. Именно он станет первой ступенькой в нелегком пути адаптации к саду

Первый день в детском коллективе

Очень важно правильно выстроить свои действия и поднять уровень позитивного настроя на весь период посещения детсада:

Первый день в детском коллективе
Первый день в детском коллективе

Нужно понимать, что первые 4-5 дней малыша лучше не оставлять в группе до вечера. Вполне достаточно будет половины дня. За это время ребенок осмотрится, получит первые впечатления и познакомится с другими детьми. Забрать домой его лучше перед дневным сном. Некоторые специалисты советуют приводить малыша только на прогулку, чтобы максимально ограничить воздействие на него негативных факторов. И только через несколько дней попытаться оставить его в группе. Желательно побеседовать с воспитателем, попросить его быть с новичком тактичнее, рассказать о том, что нравится малышу, а что – нет

Первый день в детском коллективе
Первый день в детском коллективе
Первый день в детском коллективе
Первый день в детском коллективе

Также имеет смысл подсказать педагогу, какими словами лучше поощрять ребенка, как усмирить его в случае чересчур активных игр. Важно, чтобы малыш был полностью здоров. Первый день насыщен впечатлениями, а плохое самочувствие дополнительным грузом ляжет на нервную систему. Стоит поддержать малыша в первый его «рабочий» день — отвлечь, провести с ним время за разговором или спокойной игрой

Первый день в детском коллективе
Первый день в детском коллективе

Можно вместе посмотреть видео: добрые мультфильмы или художественный фильм. Чтобы уменьшить нагрузку на нервную систему, следует отказаться от поездок в гости, цирк или другое место, где ребенок получит массу впечатлений. Хорошим стимулом посещать садик станет новая игрушка. Можно вместе купить куклу или мягкого мишку, которого он выберет сам. Затем объяснить ему, что эта игрушка будет вместе с ним ходить в сад, чтобы ему было там веселее. Вечером можно расспросить ребенка, как поживает его игрушечный друг, чем он занимался, не было ли ему грустно.