В первые 2 года малыш ползает, издает разные звуки, затем пытается ходить. В связи с этим у родителей может возникнуть мысль, а не пора ли начать обучение чтению ребенка 3 лет? У многих есть сомнение, а нужно ли это в таком раннем возрасте.
Новые методики чтения — новые результаты?
Обучение чтению с пеленок по системе Тюленева, знаменитым кубикам Зайцева, карточкам Глена Домана пока еще не имеют длительных исследований. Однако, появившиеся «в пику» классическому букварному методу, они обещают уникальные результаты в самом раннем возрасте!
Что имеем? Читающих детей в 2 и 3 года? Отдельных ребят — да. Но есть еще и заключения логопедов, педагогов и неврологов, которые почему-то недовольны новыми методами. Дети, заучивающие отдельные слоги, в школе не справляются со звуковым анализом слов. Они «глотают» окончания, совершают ошибки при разделении слов на слоги. Учитель вынужден переучивать ребенка, что, как известно, сложнее, чем учить с нуля.
- Как научить ребенка читать? Методики …
- Как научить ребенка читать? Методики …
- Консультация для родителей «Кубики …
- Рекомендации родителям, как быстро и …
- Презентация «Методика обучения чтению …
Невропатологи отмечают, что дети, обучающиеся «с пеленок», имеют проблемы с социализацией, повышенную возбудимость и гиперактивность. Кроме того, очень часто такие дети шустро объединяют слоги в слова и предложения, однако читают при этом механически, то есть не понимая смысла текста.
В результате классическая методика обучения чтению по букварю начинает снова занимать свое законное место.
С чего начинается обучение чтению? подготовительный этап
С чего начинается обучение чтению? Многие думают, что с изучения букв. И ошибаются. Изучение букв — это далеко не первый этап в обучении чтению.
Для успешного обучения чтению совершенно недостаточно желания родителей. Для того, чтобы ребенок научился читать и понимать текст, у него должны быть сформированы определенные умения и функции головного мозга, которые и станут основой чтения. Поэтому обучение чтению надо начинать с подготовительного, добуквенного, периода.
- В это время необходимо сосредоточиться на развитии следующих функций:
- фонематического слуха (различение звуков речи на слух),
- зрительного анализа и синтеза (умение определять различие и сходство предметов и знаков),
- развитии артикуляции (правильное и четкое произношение),
- развитии речи ребенка (умение говорить предложениями, согласовывать слова между собой, выражать свою мысль предложением, а не одним словом).
Нельзя перескакивать через подготовительный этап, если вы хотите избежать проблем при обучении чтению. К тому же, очень важно учесть возраст ребенка. Ведь у каждого возраста свои особенности, свои цели и задачи.
Если ребенку 2-3 года. В это время ребенок знакомится с окружающим миром, учится работать с предметами, различать их по цвету и форме, учится говорить и использовать речь для общения с другими людьми. У малыша предметно-действенное мышление. Ему надо все потрогать, постучать, посмотреть. Он учится называть предметы и их свойства, заучивает первые стихи и потешки, расширяет свой активный словарь. Активно развивается артикуляционный аппарат. Ребенку нужны конкретные предметы, которые можно потрогать, попробовать, услышать. А буквы – совершенно непонятные для этого возраста значки. Поэтому, лучше оставить буквы пока в покое и развивать речь ребенка, его слух и артикуляцию, а также мелкую моторику рук.
Если ребенку 4-5 лет. В это время у ребенка уже начинает формироваться умение анализировать свойства предметов, многие дети уже могут слышать и выделять в слове отдельные звуки.
Можно постепенно знакомить ребенка с буквами, проводить специальные упражнения на развитие фонематического слуха ( подбирать слова на заданную букву, определять первый звук в слове, а позже и последний звук в слове).
Совершенно нет необходимости знакомить ребенка с гласными и согласными звуками, делать звуковой анализ слов – все это ребенок научится делать в школе. Ваша цель – научить читать. А читать можно совершенно спокойно, и без знания о разделении звуков на согласные и гласные.
В этот период надо учить ребенка слушать речь взрослого, повторять правильно за ним, отвечать на вопросы, рассказывать по картинке и пересказывать сказки – развивать устную речь ребенка.
Если ребенку 6-7 лет. Это наиболее благоприятный период для обучения чтению традиционным звуковым способом.
В этом возрасте уже ребенок может различить гласный и согласный звук, сделать анализ этого звука и составить звуковую схему слова.
Но даже в это время мы должны опираться на интерес ребенка и постараться сделать так, чтобы в процессе занятия ребенок не терял интереса.
Хочу напомнить, что не все то — золото, что блестит. Далеко не всегда раннее обучение чтению приносит пользу. Здесь надо ориентироваться не на желания родителей, не на умения соседских детей, а на возможности самого ребенка.
Не забывайте, что ведущей деятельностью абсолютно всех детей является ИГРА, поэтому все обучение и развитие ребенка надо проводить в игре.
Только учитывая возрастные особенности ребенка и правила обучения чтению можно научить ребенка читать без проблем.
Более подробное описание этапов подготовительного периода обучения чтению читайте в следующих статьях.
А пока предлагаю посмотреть мультик «Откуда берутся дети» . Классный мультик. Сразу понятно, почему наши дети такие непослушные.
Основные критерии готовности малыша учиться читать
Можно приступать к учебе ребенку при формировании у него минимальных навыков. К ним относятся:
- хорошая и четкая координация в пространстве;
- умение четко выражать свои желания;
- сознательное и успешное повторение услышанных им звуков и слов;
- достаточно ясное описание действий окружающего его мира;
- отсутствие каких-либо проблем с произношением звуков и слогов;
- наличие желания познавать новое.

Вышеперечисленные навыки свидетельствуют о готовности детского мозга познавать окружающий его мир. Можно самостоятельно проверить готовность ребенка учиться читать. Для этого достаточно рассматривать с ним картинки с рисунками, произнося названия каждого изображения.
Например, созерцание картинки с яблоком должно сопровождаться произнесением слова «яблоко». Ребенку следует объяснить, что это слово начинается с буквы «Я». В последующем, произношение ребенком этой буквы при рассмотрении картинки с яблоком будет свидетельствовать о его готовности учиться читать. Теперь следует знать, с чего начинать учить читать малыша и как правильно это делать в домашних условиях.
полезных игр
Никогда не заставляйте ребенка насильно выучивать буквы. А чтобы домашние уроки не превратились в скучные и монотонные занятия, разнообразьте их играми.
- На развитие зоркости. Напишите 10 букв, попросите малыша отыскать среди них ту, которая обозначает согласный звук. Подберите пары слов, отличающихся одной буквой (рок-рог). Предложите ребенку объяснить различия.
- Для беглого чтения. Когда дитя научится быстро читать, поиграйте в такую игру. Вы называете слово, он ищет это слово в тексте.
- Дыхательное упражнение. Дитя набирает побольше воздуха и на выдохе читает ряд согласных звуков (около 15). Вначале это будет не легко, но после нескольких тренировок, ребенок осилит упражнение.
- Слоговые таблицы. Данное пособие широко используется на уроках чтения в первом классе. Вначале взрослый чётко читает буквосочетания, а ученик следит и повторяет. Потом организовывается чтение на время. В игре родитель называет слог, а ребенок быстро его находит. Или взрослый произносит начало слова, а ребенок отыскивает его окончание в таблице и произносит слово слитно.
- На постановку ударения. Следите, чтобы при чтении дошколёнок правильно произносил слова. Это чёткое звучание букв и верно проставленное ударение. Поможет такая игра: взрослый подбирает слова из нескольких слогов и произносит их так, чтобы ударение падало на разные гласные. Малыш внимательно слушает и говорит, как поставить ударение правильно.
- Развитие внимание. Ученик быстро читает текст, родитель резко останавливает его и просит оторваться от книги и немного отдохнуть. Затем по команде дошкольник должен быстро найти место, на котором остановился.
- Чтение по ролям. Многие родители ошибочно пренебрегают выразительностью чтения. Между тем без этого многие дети читают текст «на автомате», не задумываясь над прочитанным. Возьмите любую сказку с диалогами (например, «Теремок») и предложите игру — озвучивать животных на разный лад.
- Развитие мышления. Приготовьте для игры мешок, в который положите деревянные или глиняные буквы. Цель игры: ребенок с завязанными глазами нащупывает буквы, угадывает и составляет коротенькое слово.
- Фонематический слух. Правила аналогичны игре «Города». Дитя слышит первый или последний звук слова и придумывает новое на определённую тематику. Либо вы называете слово, а ученик хлопает в ладошки, услышав заранее оговоренный звук, и говорит, в какой части он находится.
- Звуковая дорожка. Главным требованием к первокласснику, как говорилось выше, является вовсе не умение читать, а распознавание и классификация звуков. Для этого используйте звуковые дорожки. Обозначая каждый звук определенным цветом (гласный – красным, твердый согласный – синим, мягкий – зеленым), составляйте схемы слова. Их можно просто рисовать или выкладывать цветными фишками. Например, схема слова «ночь» будет состоять из трех звуков: синий, красный и зеленый.
- Как научить ребенка читать без слез …
- ТОП-25 советов, как обучить ребенка …
- Презентация «Методика обучения чтению …
- Информация для родителей
- Как научить ребенка читать без слез …
При правильном подходе выучить ребенка читать по слогам достаточно просто. Гораздо важнее привить интерес к чтению, сделать его вдумчивым и регулярным. Ведь, как подтвердит любой педагог, грамотность человека и красота его речи зависит от количества прочитанного.