15 советов, как научить ребенка играть самостоятельно

То, о чем мы сейчас расскажем, очень сильно может помочь самим родителям, ведь именно от них зависит, каким вырастет ребенок. Не надо думать, что малыш сам сможет развивать свои способности, напротив: все, чему вы захотите его обучить, будет ему совершенно неинтересно. Тем не менее, сделать это придется. Итак, приступим.

шагов на пути к самостоятельности

Приучать ребенка к самостоятельности нужно с самого раннего детства. Естественно, годовалому малышу преждевременно поручать мести пол, а 3-летке – гладить себе футболки. Но в каждом возрасте можно выделить сферу, где можно и нужно дать ребенку возможность проявить себя. Главное, что требуется от родителей: обеспечить безопасное, комфортное пространство, запастись терпением и не мешать. Поверьте, учить малыша самостоятельности с 1,5-2 лет гораздо проще и легче, чем начинать это делать в 10.

Есть 5 правил, следуя которым шаг за шагом, вы без особого труда сможете воспитать в ребенке самостоятельность и ответственность.

Консультация (подготовительная группа) по теме: Консультация для родителей: Как приучать ребёнка к порядку и самостоятельности

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как приучать ребенка к порядку и самостоятельности.

Задача каждого родителя – воспитать ребенка человеком умеющим принимать самостоятельные решения, отвечать за свои поступки, делать правильные выборы и осознанно строить свою жизнь. Но важно помнить, что фундамент самостоятельности родители должны у ребенка заложить и начать это делать, следует как можно раньше.

В каждом возрасте различны объем и качество тех дел, которые Вы можете ребенку поручить и за которые готовы отдать ему ответственность за результат. Многие виды бытового труда не требуют специального обучения: он прост, многообразен и быстро усваивается. Поэтому сначала Вы должны для себя четко сформулировать, какие дела ребенок уже сможет делать сам. Составьте список этих действий. Разграфите лист на три колонки. В первую напишите действия, которые ребенок может совершать по уходу за собой. Например: умываться, одеваться, причесываться.

Читайте также:  Когда крестят новорожденного ребенка: все что нужно знать родителям

Во вторую колонку напишите действия, которые ребенок уже может выполнять по уходу за своими вещами: вешать одежду в шкаф (на стульчик), ставить обувь в шкаф, относить грязное белье в корзину, застилать – расстилать кровать, складывать игрушки.

В последнюю колонку выпишите, что ребенок может делать для всей семьи. Например: поливать цветы, выгуливать собаку, вытирать пыль, пылесосить, накрывать на стол.

Бытовые домашние обязанности и уход за собой являются первой формой трудовой деятельности ребенка, именно с этих обязанностей начинает формироваться отношение ребенка к труду вообще.

Процесс прививания навыков самостоятельности довольно длительный и кропотливый.

Прививать – это не просто сказать один раз и забыть. Это показывать, поощрять, хвалить, контролировать, учить, ведь иногда ребенок прекращает работу при встрече с незначительной трудностью. Приучение должно происходить ежедневно и ежеминутно.

Часто родителям легче, удобнее и спокойнее сделать многие вещи за ребенка. Причины для этого разные. Вы сделаете это аккуратнее, безопаснее, сейчас Вам некогда и лучше Вы уберет игрушки сами, а завтра снова начнете приучать к порядку и самостоятельности.

Большую роль играет то, как относятся к порядку в доме другие домашние. Ребенок, как губка, перенимает их образец поведения. И прежде чем ругать ребенка за беспорядок в комнате, посмотрите, как обстоит дело у взрослых. Если кому то из родителей не свойственно складывать вещи в шкаф, застилать постель, убирать за собой грязную посуду, то не удивительно, что одежду и игрушки ребенка можно будет найти в самых необычных местах, рюкзак будет собираться за пять минут до выхода в школу, а тарелка останется там, где ребенок ел в последний раз.

Поэтому для всех домашних должны быть выдвинуты четкие требования в отношении порядка. Не забывайте хвалить и поощрять ребенка за то, что он сделал что-то сам, но не отступайте от своих требований, если они не выполнены.

Иначе, каждый раз, выполняя что-то за ребенка, Вы будете выстраивать преграду на пути развития к ответственности и самостоятельности.

При правильном подходе выполнение несложных домашних дел быстро войдет у ребенка в привычку.

Читайте также:  Как научить ребенка завязывать шнурки быстро и просто

Воспитание Как приучить ребенка к порядку и самостоятельности

Что нужно делать?

  1. Трудитесь вместе. Не отказывайтесь от помощи ребёнка, отправляя его поиграть. Напротив, предложите ему заниматься домашними хлопотами вместе. Совсем маленький кроха может мыть овощи, дети постарше способны замешивать тесто, нарезать салаты или накрывать на стол. А благодаря вашему присмотру снизится вероятность травмирования.
  2. Совмещайте выполнение домашней работы с развитием ребёнка. К примеру, уборку в помещении можно проводить параллельно с рассказыванием сказочной истории о Золушке. Убирая игрушки, можно повторять их цвет и т.д.
  3. Превращайте уборку в весёлое занятие. Этот совет актуален в раннем возрасте и в случае, если ребёнок отлынивает от выполнения домашних обязанностей. К примеру, кружки и тарелки можно мыть «волшебными пузырями», а уборка игрушек – вообще поиск настоящего пиратского клада.
  4. Учитывайте возраст и желания ребёнка. Чтобы получать наилучшие результаты, попробуйте составить перечень трудовых обязанностей, которые соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребёнка. А уже затем нужно позволить ему выбрать те, какие бы он хотел выполнять.
  5. Обязательно хвалите за помощь. Это может быть как простая благодарность за выполненную работу, так и стимулирующие слова, которые позволят активнее включать ребёнка в работу. Например: «Ты лучше всех чистишь картофель» или «Лучше тебя никто не справится с прополкой моркови». Конечно, до очень грубой лести опускаться не следует.

Как определить, готов ли ваш ребенок остаться один дома

Психологи уверены, что не существует единой возрастной отметки, когда можно оставлять ребенка дома одного. Упомянутый выше возраст 12-13 лет – это, скорее, возраст, когда ребенок достаточно социализирован, чтобы попав в потенциально опасную ситуацию, действовать адекватно.

Однако на деле один ребенок и в пять лет достаточно спокоен, благоразумен и житейски опытен, чтобы провести время дома. Другой и в 10 и даже в 12 лет не готов брать на себя ответственность за собственную безопасность.

Попробуйте определить готовность ребенка к самостоятельному времяпровождению с помощью небольшого теста. Итак, ваш ребенок…

  • умеет пользоваться телефоном, может набрать ваш номер и номера экстренных служб?

  • умеет и любит проводить время самостоятельно, может заниматься своими делами, не привлекая вашего внимания, по меньшей мере, час?

  • не имеет ярко выраженных фобий, не боится темноты или чудовищ?

  • знает и соблюдает запреты, связанные с играми с опасными предметами?

  • не склонен наносить увечья себе или окружающим?

  • имеет домашние обязанности, которые четко и регулярно выполняет?

  • знает свой распорядок дня и охотно его соблюдает?

  • не мстителен, не злопамятен, не склонен устраивать «диверсии» в ответ на запреты или наказания?

Если на все вопросы вы ответили «да», то, скорее всего, вы можете попробовать оставить малыша дома. Обычно считают, что среднестатистический ребенок может оставаться дома на час и больше, начиная с 7-8 лет.

Давайте ребёнку задания с конкретным результатом

Дети обожают подражать взрослым. А что может быть «взрослее», чем заказ на конкретную работу?

Давайте ребёнку задания с конкретным результатом
Давайте ребёнку задания с конкретным результатом
Давайте ребёнку задания с конкретным результатом

Например, вам нужно 45 минут уделить готовке, и желательно, чтобы малыш в течение этого времени вас не отвлекал (при этом вариант мультиков и игр на планшете вы отметаете). Дайте ему картон, карандаши и фломастеры, наклейки и ленточки и скажите, что, например, у вашей коллеги на работе день рождения, и вы не успеваете подготовить ей открытку. Не может ли он выручить вас и сделать открытку сам, пока вы будет готовить? Вы удивитесь, насколько усидчивыми становятся дети, когда удаётся задать им конкретную цель. И да, лучше, чтобы потребность в открытке была реальной, иначе потом огрёбете немало проблем с отчётностью о том, как всё понравилось имениннику.

Давайте ребёнку задания с конкретным результатом
Давайте ребёнку задания с конкретным результатом
Давайте ребёнку задания с конкретным результатом

Давайте ребёнку задания с конкретным результатом
Давайте ребёнку задания с конкретным результатом
Давайте ребёнку задания с конкретным результатом

Зарабатывать деньги и разумно их тратить

Современные дети редко подрабатывают, и это плохая тенденция. Они получают от нас деньги на все, что пожелают, и ни в чем не нуждаются. У них не формируется чувство ответственности за выполнение задач на работе, нет чувства подотчетности начальнику, который не обязан их любить, они не знают цену вещам и не умеют управлять своими финансами.

Подскажите ребенку, как он мог бы заработать деньги собственным трудом. Вариантов много: от официального трудоустройства через центр занятости до помощи по хозяйству соседям и знакомым или продажи товаров собственного изготовления.