12 простых правил и советов научить ребенка читать

Когда крохе исполняется год родители задумываться над тем, как научить ребенка ходить не нанеся вреда его здоровью. Некоторые малыши начинают ходить еще в восемь месяцев, тогда как остальные не спешат делать первые шаги и в годовалом возрасте.

Зачем и когда учиться читать

В России, как и в большинстве стран мира, стандартная программа 1 класса включает освоение навыков чтения. Но по умолчанию считается, что к этому возрасту ребенок уже должен уметь читать, и родители стремятся развить эти навыки раньше. Педагог Екатерина Тупицына предлагает перед началом занятий определить их цель: «Часто родители думают не столько о потребностях ребенка, сколько о собственных амбициях, поэтому в первую очередь нужно определиться, действительно ли чтение и письмо нужно ребенку в конкретном возрасте. Если родители видят, что без этих навыков его развитие тормозится: он любит книги, стремится к новым знаниям, хочет писать и выражать себя, нужно помочь ему. Но при этом важно учитывать особенности физического и социально-личностного развития ребенка.

  • С рождения до 6 лет у ребенка в определенной последовательности созревают и развиваются отделы мозга, которые отвечают за восприятие информации внешнего мира, ее обработку, анализ и обратную связь (например: слышим звук − анализируем его − вспоминаем образ буквы − пишем).

  • В 1,5−4 года ребенок активно общается, развивает разговорную речь, а также способность различать звуки языка. Это основа грамотного восприятия речи на слух (включая орфографию и пунктуацию). Параллельно развивается мелкая моторика — умение держать карандаш и ручку и легко «управлять» ими. Все это определяет готовность к письму.

  • В 3,5−4,5 года у ребенка возникает интерес к письму. Он оставляет подписи под рисунками, сначала в виде каракулей, а затем, чтобы его надписи стали понятны другим людям, стремится освоить буквы родного языка.

  • В 5−7 лет развивается способность анализировать и обобщать знаковую информацию (буквы) и переводить ее в конкретные образы (звуки и слова). В этом же возрасте ребенок начинает больше интересоваться жизнью других людей, их мнением, хочет узнать то, что написано ими. Все это обеспечивает потребность в чтении и готовность к нему.

Важно, чтобы раннее начало обучения письму и чтению не препятствовало другим развивающим играм и занятиям. Методика должна подходить ребенку по возрасту и обязательно быть увлекательной и интересной ему».

К тому же, как считает учитель-логопед Татьяна Куприянова, обучать ребенка буквам нужно начинать тогда, когда он освоит звуковой анализ. Для начала нужно научиться четко различать звуки, не путать их, правильно произносить.

И родители, и преподаватели в детских садах должны обращать его внимание на звучание слов, читать стихи, произносить скороговорки, задавать вопросы: например, какой звук ты слышишь в начале слова «мама», какой в конце и т. д. В 3−4 года детей больше интересует именно звуковая сторона речи, они экспериментируют со звуками, придумывают свои сочетания, новые слова. После этого, к 5 годам, и его начинают интересовать буквенные обозначения звуков и он может естественным образом переходить к чтению.

Если учить ребенка читать в том возрасте, когда он еще не очень хорошо говорит, неверно произносит многие звуки, не различает их на слух, это может привести к дислексии — нарушениям чтения, а впоследствии и к дисграфии (нарушениям письма). Дело в том, что изначально он будет неверно ассоциировать буквы с их звуковыми аналогами: например, в слове «дорожка» вместо «ж» он слышит и произносит «с» и именно так будет читать эту букву, путать ее в словах».

Как научить ребенка отстаивать свою точку зрения?

Осознанное «нет» состоит из нескольких пунктов:

  1. Ребёнок обязан понимать, что у него есть право на собственное мнение. Он должен уметь отстаивать его и осознавать свою ценность как личности.
  2. Его точка зрения должна быть чётко сформулирована: на завтрак я хочу кашу, в выходные я хочу погулять с друзьями.
  3. Малышу стоит объяснить, что не надо думать, что после отказа его сразу же разлюбят, бросят, перестанут дружить с ним. Скажите, что вы всегда будете на его стороне, поддержите его и будете любить.

Если родители не интересуются уроками ребенка

Некоторые родители сознательно не вмешиваются в учебу детей. Они считают, что школа — это задача ребенка, она вполне ему по силам. А семья — это отдельное пространство с совершенно другой атмосферой. Одни мамы и папы таким образом хотят научить ребенка самостоятельности. У других попросту нет времени и сил вникать в уроки и школьную ситуацию.

Такую позицию не всегда удается выдержать, особенно родителям первоклашек и младшеклассников. Ведь современная школа изо всех сил втягивает родителей в учебный процесс, учителя всерьез рассчитывают на поддержку родителей. И если маленькие школьники остаются один-на-один со своими заданиями, они не всегда с этим справляются. Да и старшим детям порой нужна поддержка: не все умеют обходиться учительскими объяснениями, учебником и Гуглом. Помощь можно найти у репетиторов или на учебных курсах, — но для этого родитель должен быть в курсе дел своего отпрыска.

+ Ребенок учится самостоятельности, укрепляет волю, самооценку и личную силу. Он на собственном опыте знает, что ему нравится больше, а что меньше, какие способы решений для него хороши, а какие нет, в какое время и в каком состоянии лучше всего заниматься, — так он узнает себя и учится управлять собой.

+ Пространство семьи не «занято» школой: у детей и родителей есть другие общие интересы и темы (но это — только в случае достаточно успешной учебы, иначе возможны вечные конфликты на тему «Опять двойка»).

Если у ребенка что-то не ладится, ему непросто нести ответственность за учебу одному. Ребенок с сильным характером справится с этим и станет еще сильнее. А ребенок со слабой нервной системой, неврологическими особенностями, вроде дефицита внимания, может сильно страдать от неуспеха: появляется тревожность, снижается самооценка, все это год за годом накладывает отпечаток на характер, «вдавливая» ребенка в роль неудачника, которому никто не поможет.

Учимся легко. Как мотивировать ребенка на учебу?

Если ребенок не хочет учиться, если ему скучно и лень, это становится большой проблемой для родителей. Как активировать волшебную мотивацию и помочь детке получать удовольствие от учебы? – попробуем разобраться!

Читать дальше

Общеизвестные методики

Раньше система обучения детей чтению была единой для всех. В наши же дни существует множество различных методик, которые подбираются индивидуально. Мы хотим предложить вам ознакомиться с теми из них, которые завоевали популярность из-за своей эффективности.

Методика Марии Монтессори

По наблюдениям этого итальянского педагога, детям легко начинать учиться читать посредством рисования прописных букв. Она рекомендует начинать обучение со штриховки и обводки, затем изучать объемные буквы визуально и тактильно. Потом можно переходить к составлению слов из букв, рисовать и проговаривать их.

Если вы хотите сами научить ребенка чтению, вы должны знать, как правильно научить ребенка читать, чтобы заинтересовать малыша.

Как и когда необходимо обучать ребенка читать на английском, расскажем тут.

Полезные советы на тему – как научить ребенка читать по слогам – вы найдете в данной статье.

Методика Зайцева

Этот педагог предлагает знакомить малышей с буквами посредством склада.

Склад (специальное речевое обозначение) — это пара согласной и гласной букв, двух согласных, согласной с твердым или мягким знаком, или просто одна буква. Такие сочетания написаны в таблицах и на гранях кубиков.

Для этого метода используют так называемые «кубики Зайцева», которые различаются по размеру, цвету, звуку. Они могут быть выполнены из различных материалов (дерево, пластик и т. д.).

Для их изготовления используют разнообразные наполнители (колокольчики, дерево, мелкие камушки, пробки и т. д.). За счет них кубик звучит глухо или звонко, в зависимости от того, какой звук изображен на кубике.

Суть всей методики сводится к тому, что ребенку показывают слова, учат складывать их из спаренных букв. Помогает узнавать и правильно сочетать такие пары не только зрение, но и слух, осязание –  дети уже с полугода с удовольствием знакомятся с различной текстурой и звучанием кубиков.

Читайте также:  Как выявить психологические проблемы ребенка через рисунки \ Что нужно знать родителям?

Такой подход позволяет обучить как годовалого малыша, так и подтянуть отстающего первоклассника.

Методика Глена Домана

Многолетние исследования позволили разработать особую методику, которая позволит даже самым маленьким детям научиться читать.

Педагог заметил, что одно и то же слово осознается взрослыми и детьми по-разному.

Например, слово пять первые воспринимают, как цифру, а малыши представляют пять конфет, пять яблок и т. д.

Принцип этой методики строится на запоминании отдельных слов. Карточки, на которых красным цветом написаны отдельные слова, показывают ребенку и озвучивают их, дополнительно показывают картинки, на которых это слово изображено. Таким образом дети запоминают, связывают воедино буквы, визуальный пример и устную речь, что значительно облегчает процесс обучения.

Методика Елены Бахтиной

Она подойдет для самых маленьких детей. Как только ребенок научился бегло различать буквы, начинайте учить соединять их, строить и произносить слоги.

Когда он будет уверенно узнавать и произносить эти сочетания, можно приступать к проработке их вариаций.

Конечно, у любой из методик есть свои сильные и слабые стороны, но каждая из них построена на принципе игры, чтобы малыша не тяготил процесс.

Если обучение будет проводиться в принудительной форме, то никакого прогресса вы не дождетесь.

правил обучения чтению

Вашему вниманию предложены несколько советов, которые помогут найти общий язык с малышом и познакомить его с чудесным миром литературы.

Правило 1. Не заставляйте

Не нужно насильно прививать ребенку любовь к чтению. Эта попытка заранее обречена на провал. Если хотите вырастить читающего человека, заинтересуйте его литературой. Раскладывайте по дому книги, читайте малышу вслух интересные истории. Также чадо должно регулярно видеть вас читающей какую-нибудь книгу. Детки хотят быть похожими на своих родителей, поэтому и ваше чадо тоже, скорее всего, поинтересуется, как вы читаете.

Правило 2. Никаких букв

Ребенку сложно объяснить, что «р» и «эр» — одно и то же, и что в слове рыба нужно произносить именно «р», а не «эр». Именно поэтому нельзя учить чадо сначала буквам, а потом звукам. Наоборот, сначала звуки (м, н, р, с), потом буквы (эм, эн, эр, эс).

Правило 3. Учите слоги, а не буквы

Слоги или даже целые слова гораздо лучше усвоятся ребенком, чем какие-то непонятные отдельные буквы. Показывайте чаду букву в целом слове. Можно также распечатать карточки со слогами и попытаться обучить малыша составлять слова и читать по слогам.

Правило 4. Повторяйте

Чем чаще вы будете закреплять с малышом пройденный материал, тем лучше информация отложится в детской головке. Но при этом помните, что детки не любят, когда их проверяют и тестируют. Любое повторение (как и обучение) преподносите в игровой форме.

Правило 5. От простого к сложному

Лучше сначала научить малыша произносить звуки. Потом можно как научить ребенка читать по слогам, так и комбинировать эти слоги в слова. Информацию представляйте постепенно и дозированно, чтобы у детки в голове не было каши из знаний.

Полезно: 7 игр для знакомства ребенка с цветами

Правило 6. Учите простые слова

  1. Начните с элементарных слов с повторяющимися буквами: ма-ма, па-па, ба-ба.
  2. Далее обучайте словам по форме «слог + буква»: ма-к, до-м, ко-т, ба-с.
  3. Учите предложения. Можно начать с банального: мама мыла Милу.
  4. Буквы ъ, ь, й оставьте напоследок.

Правило 7. Учитесь везде

Идете гулять? Отлично! Предложите чаду почитать вывески магазинов или слова на рекламном щите. При этом не ругайтесь, если кроха не сможет прочесть то или иное слово. Относитесь к ребенку терпимо и доброжелательно.

Правило 8. Играйте!

Придумывайте игры, в которых необходимо знание букв, слогов и звуков. Например, можно попросить малыша найти в тексте все слова на букву А (Б, В, Г…) и прочитать их. Или купите специальные магнитные кубики и из них составляйте слова.

Еще хорошее упражнение, которое поможет как правильно научить ребенка читать, так и развить его внимательность. Дайте малышу несколько кубиков (среди них должна быть одна гласная и несколько согласных). Попросите чадо выбрать гласную.

Правило 9. Заинтересуйте.

Покажите чаду, что чтение необходимо для нормальной жизни в обществе. Пишите ребенку записки, показывайте записи в блокнотах, письма от родственников, поздравительные открытки. Современного ребенка легко заинтересовать игрой и интерактивной формой обучения.

Читайте также:  Что рисовать пальчиковыми красками с ребенком 2 года

В этом случае обязательно заинтересует малыша 4-6 лет интерактивная игра, которая быстро обучает буквам, слогам, словам и чтению, но не с помощью бесконечных упражнений, а в ходе увлекательного путешествия по волшебной стране чтения, цель которого — спасти сад волшебных деревьев, победить злого волшебника и подняться на вершину чтения.

Правило 10. Чтение вслух

Как научить ребенка быстро читать? Есть старый метод – это чтение вслух на время. Например, засеките минуту и попросите малыша читать все это время. Посчитайте, сколько слов будет прочитано за минуту. Можно завести «Дневник Читателя» и заносить туда все успехи чада. Конечно, не обойдется без мотивации – за каждые 50 (100,200) прочитанных слов делайте ребенку маленький презент.

Полезно: Игры, развивающие мелкую моторику разными способами

Правило 11. Чтение с закладкой

Развить у малыша навык быстрого чтения можно в домашних условиях с помощью простого упражнения – чтение с закладкой. Только закрывать закладной нужно не нижнюю строчку, а уже прочитанные слова. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

Правило 12. Частые занятия

Регулярно хотя бы по пять минут уделяйте чтению с малышом. Важно не забрасывать обучение, даже если вам кажется, что ребенок уже выучился читать.

Правило шестое

Не забывайте о комфорте и окружающей атмосфере.

Очень трудно сосредоточиться, если ученик испытывает какие-то неудобства: тесная одежда или обувь, неправильно организованное место учебы, в помещении душно или, наоборот, слишком холодно. Дискомфорт во время занятий, частая смена положения тела – это дополнительные отвлекающие факторы, а недостаток кислорода снижает энергетические возможности мозга.

Согласитесь, эти правила прекрасно подойдут не только детям, но и самим взрослым, не правда ли?

Читательский пример родителей

Это самый мощный толчок к самостоятельному чтению.

Все дети (да и не только дети) копируют маму и папу.

Если вы сами не берёте в руки ни книгу, ни газету – будьте уверены – ваш ребёнок, даже если научится читать, вскоре тоже забросит это дело.

Заведите по вечерам семейные чтения. Пусть не каждый день, но регулярно. Читайте все, по очереди.

Терпеливо слушайте малыша. Ободряйте, улыбайтесь, поправляйте мягко, без обид.

Никому, даже самым близким, не позволяйте насмехаться над ошибками и манерой чтения «дебютанта».

Запрещайте лишь растягивать, распевать слоги. Просите повторять нормальным ритмом, объясняйте, что читать – это также как говорить, а не петь.

Можете сказать малютке, что в школе могут посмеяться одноклассники, если будет так «петь» вместо чтения.

Но не давайте поначалу читать долго – 8-15минут – и перерыв.

Самое лучшее обучение чтению – личный пример и игра.

Вот примерно такие методы и хитрости можно использовать для того, чтобы самостоятельно обучить чтению и хорошо подготовить вашего ребятенка к будущей школе.

Однако не забывайте, что каждый ребёнок уникален, и вы всегда можете найти свои подходы и способы обучения. Для этого просто внимательно присматривайтесь к привычкам, желаниям, характеру малютки.

В следующей статье мы научим нашего малыша учиться. Как сделать обучение малыша потребностью, чтобы он сам получал удовольствие от приобретения новых знаний, чтобы хотел и любил учиться?Удачи вам, дорогие родители, пишите отклики и до скорой встречи.

Назад: Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмамиВперед: Советы родителям будущих первоклассников. Как научить ребенка учиться

Важные скрытые трудности

Желание родителей научить обычно выливается в копию школы, когда ребенок неподвижно сидит за столом, а вы в роли учителя объясняете, но это в корне не верное представление. Лучше, когда обучение идет в форме игры, пусть ребенок будет учителем, так он научится в разы больше. Играйте тогда, когда у вас есть свободное время, достаточно и 5 минут, чтобы ребенок в практике усвоил в разы больше, чем за 30 минут обучения в привычном для нас понимании.

Решив учить читать своего ребенка, родители сталкиваются с разными трудностями, среди распространенных — это:

Важные скрытые трудности
  • не правильно заученные буквы с помощью аудио-буквариков или книг, например часто висячие таблицы произносят не М а МЕ, не Р , а РЕ.
  • ребенок не понимает как их соединять;
  • особую трудность вызывают ом, ум, ав когда гласные идут впереди согласных;
  • начиная читать слова из 5-6 букв ребенок забывает начало слова.