10 способов, как заинтересовать ребенка историей

Еще лет 20 назад на вопрос: «Как научить читать?» — был совсем однозначный ответ: все знали, что обучение ребенка этому важному навыку начинается с букваря. Заходя в книжный магазин, можно удивиться огромному количеству книг и методик для обучения детей чтению: буквари, кубики, мягкие буквы, карточки и многие другие виды наглядного материала.

Выяснить причину – 50% успеха

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Читайте также:  Как давать Линекс детям: простые правила в помощь родителям

Случай из практики:У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

Рассказывайте о себе

История – это не только древнеегипетские пирамиды и Бородинское сражение. Детство родителей, бабушек-дедушек – тоже история, как бы молоды они ни были. Как мы договаривались о встречах без мобильных телефонов? Где проводили лето? Какие игрушки любили? Какими были талончики на автобус? Что было на месте этого нового дома?

Такие разговоры между делом (по дороге в магазин или школу) не потребуют от вас энциклопедической подготовки, зато сблизят с детьми гораздо лучше, чем расспросы, что было на обед в детском саду или что задали по математике.

Как определить, что ребенок готов начать обучение чтению?

Некоторые психологи, педагоги и медики сходятся во мнении, что к обучению чтению нужно приступать после того, как у ребенка сформируются следующие навыки:

  • Ребенок разговаривает предложениями и может составить цельный рассказ о событии или пересказать содержание какого-либо сюжета;
  • Ребенок слышит и распознает звуки. Развитие фонематического слуха является основой для успешного освоения навыка чтения;
  • У ребенка чистое произношение. В случае, если у ребенка существуют особенности с произношением, которые требуют работы с логопедом необходимо повременить с обучением чтению до полного исправления особенности;
  • Ребенок не путает лево и право, полностью ориентируется в пространстве.

Противоположного мнения придерживаются разработчики ряда популярных методик по обучению чтению, такие как Глен Доман, Николай Зайцев и др., которые популяризируют мнение о том, что после трех лет обучать чтению уже поздно. Различные методики направлены на то, чтобы обучать ребенка в одно время с обучением разговорной речи.

Кто прав в этом споре, рассудит время, проводить сравнительный анализ пока трудно. Решение о том, когда обучать ребенка чтению принимают сами родители, опираясь на собственное видение ситуации.

Основные принципы техники чтения

Если учить ребенка по той или иной методике кажется вам сложным или неприемлемым по каким-то причинам, то вам помогут простые правила.

Чтобы ребенок занимался с удовольствием, нужно найти к нему верный подход.

Вот несколько простых принципов и хитростей, которые помогут вам избежать серьезных проблем в обучении.

  • Не нужно принуждать малыша насильно сидеть над карточками или книжками. Пробудить любовь к литературе поможет личный пример. Если мама и папа много читают, особенно книги или журналы с яркими, красивыми картинками, то ребенок тоже потянется –  ему будет интересно узнать, что же такое интересное в них написано.
  • Слоги проще, чем буквы. Ребенок усвоит их гораздо лучше, чем отдельные буквы. Нужно показывать букву в целом слове или сделать карточки со слогами, которые потом можно будет складывать в слова.
  • Сначала звуки, потом буквы. Детям очень сложно объяснить, что д и дэ – это одно и то же, но в слове дом произносят именно д. Поэтому учат сначала звуки (д, м, р), а потом буквы (дэ, эм, эр).
  • Закрепляйте пройденное. Чем чаще будете повторять изученный материал, тем лучше он отложится в сознании ребенка. Регулярность занятий также очень важна –  ежедневно минимум по пять минут нужно уделять чтению.
  • Начинайте с простого. Сначала слова с повторяющимися буквами (ма-ма, па-па), потом сочетайте слоги и буквы (до-м, ко-т, са-д). Буквы ъ, ь, й учите в последнюю очередь.
  • Учите повсюду. Просите ребенка читать вывески, слова на предлагаемых буклетах или объявлениях. Не беспокойтесь, если он не сможет сделать это правильно, ведь малыш еще только учится.
  • Поощряйте за хорошие результаты. Когда ребенок правильно сложил слово или слог, похвалите его, купите что-нибудь вкусное или сходите с ним на любимую игровую площадку. Видя, что усилия приносят свои плоды, ваше чадо будет стараться и дальше.
Читайте также:  Кривошея: распознаем недуг и устраняем заболевание у новорожденного

Занимательные кубики для обучения чтению

Не требуйте от детей невозможного. Выучить за неделю шесть букв для вашего малыша может быть непосильной задачей. Подобные требования быстро отобьют у ребенка желание учиться, и в будущем чтение станет для него настоящим мучением.

Основные принципы техники чтения
  • Не перегружайте информацией. Внимание ребенка весьма неустойчиво и уже через двадцать минут ваше чадо начнет отвлекаться на посторонние вещи. Это нормально, потому не стоит затягивать занятия, ведь не только ребенок, но и вы устанете, постоянно одергивая его.
  • Совмещайте теорию с практикой. Изучив букву, просите ребенка находить ее в разных книжках.
  • Выберите то пособие, которое подойдет именно вашему малышу. Это могут быть как кубики, так и плакаты или карточки, даже простая книга с крупными буквами.
  • Убедитесь, что ребенок уяснил новый материал. Интересуйтесь, все ли ему понятно, объясняйте –  это не только поможет усвоить урок, но и расширит словарный запас малыша.

Ребенок может не узнать букву, если она будет написана иначе. Потому покупайте книги с разными шрифтами, чтобы малыш мог распознавать буквы и не путал их.